Хотя закон, который регулирует деятельность коллекторов, вступил в силу в начале года, пока доля жалоб на запрещенные методы взыскания не уменьшается. По оценкам НАПКА, в первом полугодии 2017 года доля подобных обращений составила 11%. По итогам минувшего года она была на уровне 10%.
Напомним, что НАПКА является крупнейшим объединением коллекторских агентств. Организация выступает за развитие цивилизованного рынка взыскания. В рамках этой стратегии НАПКА контролирует своих членов, собирает жалобы и обращения населения, принимает меры к членам-нарушителям.
Согласно данным НАПКА, в первом полугодии организация получила свыше 2,5 тыс. обращений граждан. Большинство обращений жалобами назвать нельзя. Например, примерно треть обращений связаны с тем, что граждане просят разъяснить им некоторые положения закона, который регулирует деятельность коллекторов. Он вступил в силу с 1 января 2017 года.
Еще примерно четверть обращений связаны с тем, что коллекторы тревожат граждан, используя ошибочные номера. То есть они звонят гражданам, которые к долгу не имеют отношения. Займ без справок они не брали, и с должником не знакомы.
Серьезные нарушения
Особый интерес вызывает доля Hard-обращений. Сюда исследователи включают наиболее серьезные жалобы граждан. Здесь речь может идти об оказании психологического давления на должника, угрозах, использовании нецензурных выражений, обмане неплательщика.
По итогам 6 месяцев текущего года, в среднем доля граждан, которые пожаловались на незаконные методы взыскания, составила 11%. Если сравнивать с результатом за весь прошлый год, то доля выросла на 1 процентный пункт. Настораживает, что доля hard-жалоб в последние месяцы стала расти. Например, еще весной она была на уровне 13%, однако по итогам июня уже подскочила до 19%.
И все это на фоне функционирующего коллекторского закона, который жестко отстаивает права должников. Читайте здесь, чем поможет должникам новый закон о коллекторах?
Если смотреть в региональном разрезе, то больше всего Hard-жалоб поступает из Крыма. Каждое третье обращение местных заемщиков относят к категории «тяжелых». Далее следуют заемщики Костромской области, Мордовии, Хакасии, Краснодарского края.
Как отмечают с НАПКА, часто серьезные жалобы связаны с компаниями, которые не имеют отношения к ассоциации. Иногда обращения и вовсе не затрагивают коллекторов. Дело в том, что с гражданами взаимодействуют штатные службы взыскания кредиторов, но многие должники их автоматически причисляют к коллекторам.
Результаты
НАПКА в любом случае не оставляет без внимания обращения россиян. Из всех поступивших жалоб 80% были успешно закрыты. Если жалоба затрагивает компанию-члена НАПКА, то эффективность работы с обращением достигает 90%.
Свыше 1 тыс. заявителей получили от организации профессиональную консультацию, документы по коллекторским компаниям. Благодаря действиям организации из дозвона убрали более 600 номеров, которые не относились к должникам. Еще по 400 номерам коллекторы не будут звонить, поскольку родственники или коллеги должника отказались от общения.
В среднем ассоциация реагировала на жалобы граждан в течение 1-2 дней. Официальный ответ заявитель получал уже через 3-4 дня.
Что делать, если коллектор нарушает?
Если коллекторское агентство переходит черту, то гражданам следует на сайте ассоциации заполнить электронную форму обращения. Также на коллекторов, входящих в реестр, можно пожаловаться в Федеральную службу приставов. Читайте здесь, как проверить коллекторов по реестру?
Благодаря закону у должников есть механизм отказа от взаимодействия с коллекторами. Сделать это можно, направив специальное заявление в адрес коллекторов, по истечении 4 месяцев с даты возникновения долга.
Finters (Финтерс)
Кудинов Андрей
Доп услуги отменяют быстро. на сайте есть образец заявления, в просрочку уходил на 4 дня не кошмарил...
читать полностьюCreddy (Кредди)
александр999595
посмотрел условия и проценты, переплата адская конечно, но одобрили больше чем в кармани на 30к, док...
читать полностьюPlatiza (Платиза)
Nameuser
Была просрочка 3 месяца, долг увеличился в 2 раза, в итоге позвонили и предложили закрыть только тел...
читать полностью смотреть ответы (1)Займер (Zaymer)
Монтана
Не понимаю как работает одобрение подал заявку позавчера отказали, вчера подаю одобрили, только мне ...
читать полностьюPlatiza (Платиза)
Karina
Была просрочка 3 месяца, долг увеличился в 2 раза, в итоге позвонили и предложили закрыть только тел...
читать полностью смотреть ответы (1)