Шринкфляция. Что это?

Содержимое статьи:  По последней оценке ЦБ, годовая инфляция в 2023 году сложится в диапазоне 7-7,5%. Как прогнозирует регулятор, к целевому значению в 4% по инфляции мы сможем прийти лишь в 2024 году. На этом фоне мы решили поговорить о скрытой инфляции, которая еще известна, как шринкфляция. В нашей статье расскажем, в чем суть этого термина, а также приведем наглядные примеры.

продуктовый магазин

По последней оценке ЦБ, годовая инфляция в 2023 году сложится в диапазоне 7-7,5%. Как прогнозирует регулятор, к целевому значению в 4% по инфляции мы сможем прийти лишь в 2024 году. На этом фоне мы решили поговорить о скрытой инфляции, которая еще известна, как шринкфляция. В нашей статье расскажем, в чем суть этого термина, а также приведем наглядные примеры.

Термин «шринкфляция» появился на свет в результате соединения слов сжиматься (shrink) и инфляция (inflation). Термин является относительно новым, хотя явление, которое он описывает, существует на протяжении веков. О том, что бывает при инфляции и стагнации экономики мы писали в материале «Стагфляция. Что это простыми словами?»

Шринкфляция — это ситуация, при которой вес, размеры, объем товара сжимаются, а цена при этом остается на том же уровне. Например, раньше гражданин покупал бутылку молока объемом в 1 литр за 80 рублей. А сегодня за 80 рублей ему продают эту же бутылку молока, но уже объемом 0,93 литра. На первый взгляд, кажется, что цена не изменилась, вроде бы все в порядке. Но это заблуждение. Если гражданин отдает 80 рублей за 0,93 литра, то путем нехитрых математических вычислений можно понять, что прежний 1 литр ему обойдется уже в 86 рублей. Цена выросла на 7%. Но не каждый покупатель это заметит. Вот поэтому такую инфляцию называют скрытой.

Почему производители идут на это?

Основная причина, по которой производители товаров допускают сокращение объема продукции при сохранении цены, это жесткая конкуренция на рынке. Если бы производитель молока занимал монопольное положение на рынке, то, скорее всего, он бы просто поднял цены. Но, когда на полке магазина стоят рядом, как минимум 4-5 упаковок молока от разных производителей, то просто так поднять цену сложно. Покупатель может уйти к конкурентам.

В такой ситуации производители придумали повышать цены с маскировкой, то есть формально цена не меняется, но по факту клиент стал платить больше. Кстати, ряд маркетинговых исследований показали, что потребитель легче переносит уменьшение объема продукции при сохранении цены, чем рост цен при сохранении объема.

Какие варианты шринкфляции существуют?

Самый распространенный вариант шринкфляции — это даунсайзинг, то есть, когда уменьшается размер упаковки, а цена остается на прежнем уровне. Это, например, могут 0,93 литра молока вместо 1 литра, 0,9 кг гречки вместо 1 кг и т. д.

шринкфляция

Но одними только размерами дело не ограничивается. Например, компания производит торты и продает их по 1 тыс. рублей за штуку. Ранее в ходе производства фирма использовала дорогое сливочное масло, а теперь решила заменить его дешевым растительным аналогом. Цена торта осталась на уровне 1 тыс. рублей. Упаковка, размеры и вес торта также не изменились. Но ухудшилось качество. И такая практика будет считаться одним из вариантов шринкфляции.

Также шринкфляция может наблюдаться в сфере услуг. Например, ранее гражданин останавливался в отеле, где отдыхал по системе «все включено». Теперь же за эту цену в этом же отеле ему предлагают только скромный завтрак и ужин.

Как обстоит ситуация в России?

Шринкфляция. Что это?

В России понаблюдать за шринкфляцией может любой желающий. Для этого достаточно зайти в любой магазин продовольственных товаров. Там на полках без труда можно найти молоко в бутылках  по 0,93-0,95 литра, пачки гречки весом по 0,9 кг и упаковки, в которых вместо 10 куриных яиц находятся лишь 9.

С точки зрения законодательства такие товары права потребителей никак не нарушают, поскольку на каждом продукте указан настоящий вес и объем. Гражданин может согласиться на предложенные ему условия, либо отказаться и поискать другой товар.

Впрочем, государство постепенно проявляет интерес к данному явлению. Например, недавно стало известно, что в России подправили ГОСТы в отношении параметров фасовки социально значимых продуктов. Теперь компании, которые выпускают продовольственные товары первой необходимости, должны использовать фиксированные значения количества товара, если хотят заявить о своем соответствии ГОСТу.

По новым правилам молоко можно будет разливать лишь по бутылкам 0,2 литра, 0,25 литра, 0,5 литра, 1 литр или 2 литра. Гречку придется расфасовать в объеме по 0,5 кг, 1 кг или 2 кг. Помимо молока и гречки к товарам первой необходимости относятся также сливочное и подсолнечное масла, сахар, соль, мука, рис, пшено, чай, вермишель и т. д.

Напомним, на портале «Займи Срочно» граждане могут получить беспроцентный займ. Для этого им нужно выбрать подходящую МФО в рейтинге, ознакомиться с условиями кредитования и заполнить заявку. Уже через минуту компания предоставит свой ответ. Если все в порядке, то нужно будет подписать кредитный договор кодом из СМС. Далее онлайн займ отправят на банковскую карту заемщика. Если гражданин хочет сохранить нулевую ставку по своему микрокредиту, то ему следует вернуть деньги точно в назначенный срок. Иначе кредитор может отменить условие о бесплатном займе и тогда погашать срочный займ придется на рыночных условиях. Акция «займ без процентов» обычно действует для новых клиентов, которые ранее не сотрудничали с данной МФО.

Максим Дубовиков
Автор статьи
Понравилось?

49

Похожие статьи