Дмитрий Самигуллин: Возмещение морального ущерба из-за недобросовестных сотрудников коллекторских агентств

Содержимое статьи:  Никто не оспаривает тот факт, что по долгам надо платить. И коллекторская деятельность, по своей сути, является нормальным, цивилизованным способом взыскания задолженности. Но это в теории, а на практике граждане регулярно сталкиваются с фактами недобросовестных, а порой и не совсем законных действий коллекторов. 

Никто не оспаривает тот факт, что по долгам надо платить. И коллекторская деятельность, по своей сути, является нормальным, цивилизованным способом взыскания задолженности. Но это в теории, а на практике граждане регулярно сталкиваются с фактами недобросовестных, а порой и не совсем законных действий коллекторов. 

Речь, в частности, идет о ситуациях, когда гражданам присылают СМС-сообщения и совершают постоянные звонки коллекторы, в которых, зачастую, в достаточно грубой форме от них требуют выплатить долги по кредиту или займу. И уже мало кого удивляют факты, когда это все происходит в абсолютно любое время суток, пусть то личное или рабочее время. 

Можно ли в этом случае защитить свои права и как на это смотрят суды, в том числе в тех случаях, когда задолженность в принципе отсутствует?

До недавнего времени защитить свои права в суде в подобного рода случаях было не просто. Обращаясь в суд с требованием признать действия по обработке персональных данных незаконными и компенсировать моральный вред, граждане не получали поддержки от судов.    

Дмитрий Самигуллин: Возмещение морального ущерба из-за недобросовестных сотрудников коллекторских агентствНо следует констатировать изменение этой негативной для граждан ситуации.

В первую очередь с момента вступления в силу Федерального закона о защите прав физлиц при востребовании задолженности, а также после внесения ряда изменений в законе об МФО и их деятельности, граждане все чаще стали судиться с коллекторами и количество исков растет, а вышестоящие судебные инстанции все чаще поддерживают данные исковые требования.

Ярким примером является дело, которое было недавно рассмотрено Верховным судом РФ. Фабула дела такова: из-за некой технической ошибки гражданин попал в список должников у коллекторов. И ему начались звонки и рассылка смс-сообщений, в том числе в выходные дни и ночное время.

Гражданин решил обратиться в суд за защитой своих прав и потребовал признать незаконными действия по обработке его персональных данных, обязать коллекторов исключить его персональные данные и прекратить их обработку и потребовал компенсировать причиненный ему моральный вред.   

Однако нижестоящие суды не согласились с его позицией и отказали ему в удовлетворении требований.

И только в Верховном суде гражданин сумел защитить свои права: его жалоба на судебные акты была удовлетворена.

Какие ключевые выводы сделал Верховный суд:

  1. Частная жизнь и достоинство человека являются неприкосновенными. Это одно из основных прав гражданина РФ.
  2. Коллекторы причиняют нравственные страдания человеку, посягая на нематериальные блага, в том числе на достоинство личности, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и так далее.
  3. Каждый житель нашей страны имеет право на свободу от подобного рода посягательств.

Верховный суд принял решение, что соответствующее поведение коллекторов является вмешательством в личную жизнь человека, что в свою очередь серьезное нарушение. В таких условиях гражданин имеет право потребовать возместить ему моральный ущерб за постоянное давление и требования вернуть несуществующий долг.

Таким образом, в настоящее время существуют действующие механизмы защитить свои права от недобросовестных действий коллекторов.

При этом, как было отмечено выше, данная судебная практика коррелируется с новыми правилами работы коллекторов компаний, которые начали действовать в 2017 году. 

Вспомним некоторые из них:

  • передача права взыскания долга коллекторам возможна только в случаях, если имеется согласие на это должника. На практике, это чаще всего фиксируется в кредитном договоре (договоре займа).     
  • не допускается оказание психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц;
  • коллекторы имеют право встречаться с должником не чаще одного раза в неделю, при этом звонить должнику лишь раз в сутки.
  • беспокоить должника возможно не больше двух раз в неделю и восьми раз в месяц. 
  • СМС- сообщения возможно присылать лишь два раза в день.  
  • общаясь с должником, коллектор должен называть свои имя и фамилию, а также организацию, в которой работает. 

Статью для портала "Займи Срочно" подготовил партнер международной юридической фирмы GRATA International Дмитрий Самигуллин

Максим Дубовиков
Автор статьи
Понравилось?

1569

Похожие статьи