Никто не оспаривает тот факт, что по долгам надо платить. И коллекторская деятельность, по своей сути, является нормальным, цивилизованным способом взыскания задолженности. Но это в теории, а на практике граждане регулярно сталкиваются с фактами недобросовестных, а порой и не совсем законных действий коллекторов.
Речь, в частности, идет о ситуациях, когда гражданам присылают СМС-сообщения и совершают постоянные звонки коллекторы, в которых, зачастую, в достаточно грубой форме от них требуют выплатить долги по кредиту или займу. И уже мало кого удивляют факты, когда это все происходит в абсолютно любое время суток, пусть то личное или рабочее время.
Можно ли в этом случае защитить свои права и как на это смотрят суды, в том числе в тех случаях, когда задолженность в принципе отсутствует?
До недавнего времени защитить свои права в суде в подобного рода случаях было не просто. Обращаясь в суд с требованием признать действия по обработке персональных данных незаконными и компенсировать моральный вред, граждане не получали поддержки от судов.
Но следует констатировать изменение этой негативной для граждан ситуации.
В первую очередь с момента вступления в силу Федерального закона о защите прав физлиц при востребовании задолженности, а также после внесения ряда изменений в законе об МФО и их деятельности, граждане все чаще стали судиться с коллекторами и количество исков растет, а вышестоящие судебные инстанции все чаще поддерживают данные исковые требования.
Ярким примером является дело, которое было недавно рассмотрено Верховным судом РФ. Фабула дела такова: из-за некой технической ошибки гражданин попал в список должников у коллекторов. И ему начались звонки и рассылка смс-сообщений, в том числе в выходные дни и ночное время.
Гражданин решил обратиться в суд за защитой своих прав и потребовал признать незаконными действия по обработке его персональных данных, обязать коллекторов исключить его персональные данные и прекратить их обработку и потребовал компенсировать причиненный ему моральный вред.
Однако нижестоящие суды не согласились с его позицией и отказали ему в удовлетворении требований.
И только в Верховном суде гражданин сумел защитить свои права: его жалоба на судебные акты была удовлетворена.
Какие ключевые выводы сделал Верховный суд:
- Частная жизнь и достоинство человека являются неприкосновенными. Это одно из основных прав гражданина РФ.
- Коллекторы причиняют нравственные страдания человеку, посягая на нематериальные блага, в том числе на достоинство личности, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и так далее.
- Каждый житель нашей страны имеет право на свободу от подобного рода посягательств.
Верховный суд принял решение, что соответствующее поведение коллекторов является вмешательством в личную жизнь человека, что в свою очередь серьезное нарушение. В таких условиях гражданин имеет право потребовать возместить ему моральный ущерб за постоянное давление и требования вернуть несуществующий долг.
Таким образом, в настоящее время существуют действующие механизмы защитить свои права от недобросовестных действий коллекторов.
При этом, как было отмечено выше, данная судебная практика коррелируется с новыми правилами работы коллекторов компаний, которые начали действовать в 2017 году.
Вспомним некоторые из них:
- передача права взыскания долга коллекторам возможна только в случаях, если имеется согласие на это должника. На практике, это чаще всего фиксируется в кредитном договоре (договоре займа).
- не допускается оказание психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц;
- коллекторы имеют право встречаться с должником не чаще одного раза в неделю, при этом звонить должнику лишь раз в сутки.
- беспокоить должника возможно не больше двух раз в неделю и восьми раз в месяц.
- СМС- сообщения возможно присылать лишь два раза в день.
- общаясь с должником, коллектор должен называть свои имя и фамилию, а также организацию, в которой работает.
Статью для портала "Займи Срочно" подготовил партнер международной юридической фирмы GRATA International Дмитрий Самигуллин
Bunny Money (Бани Мани)
Grubuzcini
Навяливают услугу финансовая грамотность, от которой нельзя отказаться, потому что после подписания ...
читать полностьюJoymoney (Джоймани)
ЛеонУропаков
Привык уже брать микрозаймы у них на 7-10 дней. Я обычно больше 15 тысяч не беру, чтобы проще было в...
читать полностьюCreditplus (Кредит Плюс)
Алина Кутузова
Выша на просрок, предложили реструктуризация, разбили оставшийся долг на три платежа, все закрыла, н...
читать полностьюMFOBANK (МФОБАНК)
мариша
Одобрили с ИП на 400к и просрочками, хотя до этого месяц назад подавала отказали, хотя текущих проср...
читать полностьюЦентрофинанс (Centrofinans)
Лина
Еще за несколько дней начали названивать и писать с напоминанием о долге, а закрыть мне было нечем, ...
читать полностью