Сколько МФО останется на рынке после нововведений?

Содержимое статьи:  В феврале представители ЦБ озвучили свои предложения по дальнейшему регулированию рынка. Регулятор считает, что данные шаги помогут лучше защитить права потребителей. Представители микрофинансового сообщества бьют тревогу, полагая, что внедрение указанных норм серьезно проредит рынок.

В феврале представители ЦБ озвучили свои предложения по дальнейшему регулированию рынка. Регулятор считает, что данные шаги помогут лучше защитить права потребителей. Представители микрофинансового сообщества бьют тревогу, полагая, что внедрение указанных норм серьезно проредит рынок.

Для начала давайте напомним основные предложения регулятора. Во-первых, речь шла об ограничении максимального уровня задолженности в размере 2,5-кратной суммы займа. Уже в следующем году регулятор планирует снизить планку до 2-кратной суммы займа, а с 2020 года – до 1,5-кратной суммы.

Сколько МФО останется на рынке после нововведений?

Сегодня действует трехкратное ограничение. Это значит, что если гражданин, например, оформил интернет заем на сумму 6 тыс. рублей, то проценты прекратят свой рост, когда сумма долга превысит 18 тыс. рублей.

Отдельно регулятор остановился на ограничениях процентной ставки. Сегодня, если взять заем на срок не более 30 дней и на сумму до 30 тыс. рублей, ставка чаще всего не будет выше 2,2% в день, потому есть механизм, который определяет допустимый уровень.

Однако в ЦБ подумывают о том, чтобы сначала установить максимальную ставку на уровне 1,5% в день, а затем довести ее до 1% в день.

Также в ЦБ предложили внедрить специализированный продукт. Это заем на сумму не более 10 тыс. рублей сроком до 15 дней. Заем нельзя продлить и по нему не получится увеличить сумму. Но главное отличие этого продукта заключается в другом. Здесь будет фиксированная сумма платежа, которая включит в себя и проценты, и размер неустойки, и штрафы. И эта сумма составит скромные 3 тыс. рублей. Если гражданин решить взять заем на сумму менее 10 тыс. рублей, то финальная сумма платежей устанавливается пропорционально.

Влияние на рынок

В СРО «МиР», членами которой являются сотни микрофинансовых организаций, внимательно проанализировали предложения и пришли к неутешительным выводам. Если все предложения будут реализованы, то на рынке из 2,2 тыс. компаний останется лишь 1 тыс. МФО. При этом больше всех пострадают офлайн-компании, чья бизнес-модель по сравнению с онлайн-МФО является более затратной и менее эффективной с точки зрения прибыли.

От сокращения числа офлайн-компаний могут пострадать жители небольших населенных пунктов. Зачастую для них офис МФО – единственная возможность получить заемные средства. При этом не все могут похвастать наличием выхода в интернет для оформления онлайн-займа. Кроме того, здесь есть сложности в вопросе полной идентификации при сумме более 15 тыс. рублей.

Эксперты опасаются, что нововведения могут подхлестнуть и дальнейший рост нелегального рынка. В темный сегмент могут перейти бывшие легальные участники рынка, не сумевшие подстроиться под новые правила.

Предложения экспертов

По итогам анализа СРО «МиР» подготовила несколько предложений, которые были направлены регулятору. Эксперты считают, что имеет смысл отказаться от ограничения ежедневной ставки по займу. На их взгляд, целесообразнее присмотреться к разработанной ранее концепции, которая предусматривает регулирование суммы процентов в зависимости от размера займа.

Если это сделать не получится, то, как отмечают специалисты, нужно предпринять ряд шагов, которые снизят негативный эффект для участников рынка. Среди них эксперты отметили внедрение переходного периода, в течение которого компании постараются переориентировать свои бизнес-модели.

Также они выступили за внесение изменений в специализированный продукт. На их взгляд, нужно установить сумму займа на уровне 15 тыс. рублей, а срок повысить до 30 дней. У заемщиков должна появиться возможность продлить срок подобного займа в случае необходимости.

В отдельную категорию специалисты попросили вынести продукт на сумму до 2 тыс. рублей. Такой продукт нужен для того, чтобы кредитовать абонентов мобильных операторов, которым требуются, как правило, небольшие суммы.

Максим Дубовиков
Автор статьи
Понравилось?

1657

Похожие статьи