Салат «Оливье» подорожал на 7% за год

Салат Оливье подорожал на 7 процентов за годИнформационное агентство «РИА Новости» опубликовало традиционное исследование, которое подготовил сервис «Чек индекс», с изменением стоимости самого новогоднего в России салата. По данным аналитиков, за год цена всех ингредиентов для порции на четырех человек суммарно увеличилась на 7%. Сегодня, чтобы приготовить такой объем салата, нужно потратить на покупку необходимых продуктов 481 рубль.

Подорожал и тот салат «Оливье», который продается в некоторых магазинах на развес. Его стоимость увеличилась на 2% за год и составила 194 рубля. Отметим, что для исследования используется классический советский рецепт данного блюда, состав которого содержит колбасу, картофель, маринованные огурцы, морковь, майонез, зеленый горошек, яйца, лук и зелень.

Как показало исследование, подорожание произошло во всех ингредиентах. Больше всего увеличилась стоимость консервированных огурцов, а меньше всего выросли в цене яйца. Примечательно, что ни один из продуктов в составе «Оливье» не упал в цене в этом году.

Интересным остается и тот факт, что несмотря на общую инфляцию по данным за ноябрь в 12% в годовом выражении, стоимость традиционного новогоднего блюда выросла не столь значительно. Однако сквозь призму падения реальных располагаемых доходов населения можно понять, что в действительности данное удорожание окажется более чувствительным для россиян.

Стоит отметить, что Росстат также рассчитал «Индекс оливье и селедки под шубой» и опубликовал его почти неделей ранее. По подсчетам экспертов ведомства, оливье за год подорожал в себестоимости на 8,5%, а сельдь под шубой - на 5,5%. Федеральная служба статистики также отмечает, что больше всего подорожали маринованные огурцы и зеленый горошек. Кроме того, по данным экспертов, есть и те продукты, которые подешевели. Среди них картофель, куриные яйца и овощи. Таким образом, оливье, по подсчетам Росстата, обойдется россиянам в 480 рублей за порцию на 4 человека, а сельдь под шубой будет стоить почти 225 рублей за аналогичный объем.

Напомним, что в 2021 году стоимость оливье для россиян выросла на 15% по сравнению с показателем годом ранее. Не исключено, что именно из-за высокой базы прошлого года показатель в текущем году не столь высок. В 2020 году рост цены салата достигала 7,7%.

Индекс Оливье» появился в России в 2009 году. Он является аналогом «индекса БигМака», который появился в далеком 1986 году в США. С помощью американского индекса рассчитывается покупательная способность населения разных стран. Дело в том, что данный продукт продается практически во всех странах мира, но его стоимость может сильно отличаться между государствами.

Полезность российского индекса заключается в том, что он отражает изменение цен на практически самые популярные продукты в России. Ингредиенты пользуются спросом всегда и в любое время года. Но не стоит воспринимать его за чистую монету, ведь реальная инфляция может быть как ниже, так и выше. Это мы можем наблюдать в текущем году.

Между тем не стоит забывать и о том, что у каждого россиянина своя инфляция, так как каждое домохозяйство имеет свои привычки и пул товаров и услуг, которые они постоянно приобретают или используют. По данным за ноябрь текущего года от ФОМ, средний уровень наблюдаемой населением РФ инфляции составлял 17,6%.  Вот ожидания на изменение роста цен за ближайший год были не столь велики – 12,2% в ноябре 2023. И это на фоне того, что чиновники прогнозируют в грядущем году куда меньший рост индекса потребительских цен.

В частности, профессиональные аналитики, опрошенные ЦБ, уверены, что в грядущем году стоит ожидать снижения темпов роста инфляции. По мнению экспертов, в ноябре этот показатель по итогам текущего года достигнет 12,5%, а по итогам 2023 года ожидается рост цен приблизительно на 6%. Что касается 2024 года, то специалисты предполагают, что инфляция вернется в рамки цели ЦБ по данному показателю и составит 4%.

Напомним, что инфляция отражает изменение стоимости множества товаров и услуг, которые предоставляются в стране. В том числе продовольствие, к которому относятся продукты питания, непродовольственные товары, такие как одежда, бытовая техника и прочие подобные товары, и услуги в различных сферах от авиаперелетов до сервиса ЖКХ.

Как правило, продовольственная инфляция оказывается выше потребительской, поскольку в расчёт последней попадают товары длительного пользования с невысокой вариацией ценового коридора, отмечает кандидат экономических наук Андрей Бархота. Несмотря на замедление инфляционных процессов, не стоит недооценивать снижения покупательной способности населения за год. Так, если стоимость компонентов салата выросла на 7%, то этим дело не ограничивается. Есть ещё падение реальных располагаемых доходов на 3–5%. Часть компонентов для салата нуждается в термической обработке - необходимо учитывать рост цен на электроэнергию - на 7–9%. Ещё больше на покупательную способность населения влияет уровень долговой нагрузки, которой за год может вырасти на 10–30%. В результате реальный рост цены салата оливье может составить 20–30%.

Максим Дубовиков
Автор статьи
Понравилось?

18


Читайте также: