Почти 90% россиян сегодня пользуются пластиком для оплаты товаров и услуг

оплата картойПо данным опроса ВЦИОМ, 89% граждан нашей страны активно пользуются дебитовыми и кредитными картами. При этом 57% респондентов утверждают, что за последние 4-5 лет стали использовать пластик чаще, а еще 7% - реже. У остальных этот показатель не изменился за эти годы.

Как показывают результаты исследования, чаще всего приверженцы налички встречаются среди сельских жителей, старшего поколения, граждан без высшего образования. А любители пластиковых карт чаще встречаются в крупных городах-миллионниках, среди активных пользователей интернета и людей с высшим образованием.

Основные причины популярности безналичных способов оплаты, в частности банковских карт, кроются в нескольких факторах. Россияне выделяют удобство использования такого инструмента и различные преимущества, которые предоставляют кредитные организации вместе с данными карточками, например кэшбэк, бонусы и кредитные лимиты. Говорят россияне и о практичности карт. Например, жители РФ отмечают, что оплата картами надежна, она занимает меньше места, чем купюры и монеты, не нужно беспокоиться о сдаче и так далее.

54% респондентов верят в то, что буквально через 20 лет наличка уйдет в историю и все будут пользоваться только безналичными способами оплаты. Совершенно не верят в такое стечение обстоятельств 37% участников опроса.

Андрей БархотаУровень проникновения пластиковых карт в ежедневные транзакции населения России действительно находится на высоком уровне, даже выше чем в отдельных странах Европы. Это обусловлено не только удобством совершения тех или иных платежей, но и двумя обстоятельствами, связанными с особенностями поведения потребителей финансовых услуг. Во-первых, сегмент программ лояльности владельцев банковских карт в России является высоко конкурентным. Банки не только конкурируют друг с другом по части выгодных для клиента бонусов или доли кэшбэка. С ними конкурируют и торгово-сервисные предприятия. В результате сегодняшние владельцы карт стремятся сконструировать такую комбинацию карт у себя, чтобы получить  максимальную выгоду”, - утверждает кандидат экономических наук Андрей Бархота.

Второй фактор, обусловливающий популярность банковских карт, связан с отсутствием жесткой привязки карты к уровню достатка клиента, считает эксперт. Иными словами, сегодня клиент из массового сегмента может пользоваться картой категории "золотая" или "платиновая" бесплатно, что  создаёт дополнительный стимул для того, чтобы пользоваться картой. В то же время, сегодня мы имеем рекордный объем наличной денежной массы в экономике России - свыше 18 трлн рублей. Такой крупный объем наличных денег, не приносящих владельцам процентов и бонусов, обусловлен в первую очередь доминирующим мотивом предосторожности. В этой связи полный переход на карты сложно представить. Автономный минимальный уровень наличности в экономике никогда не опустится ниже 12 трлн руб. В то же время эволюция программ лояльности будет повышать популярность использования не только карт, но и системы быстрых платежей и мобильных платежей в целом.

Максим Дубовиков
Автор статьи
Понравилось?

6


Читайте также: