В 2015 году ЦБ по результатам проверок исключил из государственного реестра микрофинансовых организаций около 900 компаний. В этом году работа продолжается. Однако, как отмечают участники рынка, порой компании, исключенные из реестра, продолжают и дальше вести свою деятельность, только уже не подчиняясь регулятору. Каков сегодня объем серого рынка и как можно решить проблему «серых кредиторов»?
Объемы серого рынка, по мнению гендиректора ООО МФО «Срочноденьги» Андрея Артаева, достаточно сложно представить. «По данным мегарегулятора, буквально 3-4 года назад соотношение теневого и легального рынков было 70 к 30 соответственно, пару лет назад оно выровнялось до 50 к 50. На данный момент пропорции существенным образом поменялись в пользу добросовестных МФО, но по-прежнему далеки от желаемых результатов», - заявил Андрей Артаев.
Участники рынка приветствуют последние законодательные инициативы, которые, на их взгляд, помогут в решении проблемы. Гендиректор компании «Срочноденьги» Андрей Артаев отмечает, что разделение рынка на микрофинансовые и микрокредитные компании, прямой надзор регулятора и присмотр за МФО с помощью института саморегулирования – это далеко не полный список мер, призванных очистить рынок.
Юрий Провкин отмечает, что саморегулируемая организация «Микрофинансирование и развитие», в которой состоит их компания, ведет важную и правильную работу по улучшению рынка. По его словам, СРО не только контролирует и консультирует участников, но и занимается разработкой и внедрением стандартов ведения бизнеса. Подробнее о том, что получат МФО от членства в саморегулируемых организациях, читайте здесь.
Среди дополнительных мер эксперты выделяют действия, направленные на повышение уровня финансовой грамотности населения, а также повышение качества портфеля займов.
На решение проблемы серых кредиторов нацелен и законопроект, который поступил в Госдуму в начале июля. Законопроект предлагает внести изменения в статью о незаконном осуществлении профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов.
Сегодня этой статьей предусмотрены штрафы в размере от 20 до 50 тыс. рублей в случае с должностными лицами, и 200-500 тыс. рублей при незаконном осуществлении деятельности юрлицами. Законопроект предлагает дополнить статью. В частности, предлагается при повторном осуществлении профессиональной деятельности по выдаче потребзаймов юрлицами, у которых нет на это права, накладывать штраф на юрлиц в размере 0,5 – 2 млн рублей. Если подобные нарушения юрлицо совершило два и более раз, то размер штрафа вырастает до 2-5 млн рублей.
Специалисты положительно отзываются о законопроекте, полагая, что подобная мера внесет свой вклад в борьбу с нелегальными кредиторами. «Принцип повышения уровня ответственности при неоднократном выявлении фактов нелегального предоставления займов кажется здравым, и повышение потолка до такой крупной суммы даст свои результаты», - заявил Андрей Артаев.