Роспотребнадзор рассказал, как повысить доверие россиян к МФО

На сайте Роспотребнадзора появилось сообщение, в котором ведомство высказалось на тему мер, которые помогут повысить уровень доверия к продуктам МФО. В числе таких мер чиновники назвали уменьшение процента по займам, запрет на кредитование под залог имущества, если его цена больше самой ссуды. Также в ведомстве считают, что нужно ужесточать условия к оценке заемщика и при рекламе продуктов МФО указывать ставку в процентах годовых.

Роспотребнадзор рассказал, как повысить доверие россиян к МФО

Сергей Седов, учредитель сервиса онлайн-займов “Робот Займер”, в интервью порталу «Займи Срочно» подробно прокомментировал каждый пункт.

На его взгляд, снижение ставки до 1% и ограничения максимальной ответственности заемщика могут негативно повлиять на рынок: количество МФО резко сократится из-за нерентабельности бизнеса. Прежде всего, уйдут с рынка небольшие офлайн-МФО, что приведет к снижению уровня финансовой доступности в отдаленных населенных пунктах. А именно их жители, по географическим причинам лишенные банковского кредитования, будут также лишены и краткосрочных заемных средств.

Что касается ужесточения принципов оценки финансового состояния заемщика, это произойдет автоматически после внедрения ценовых ограничений микрозайма и изменение методологии расчета норматива достаточности собственного капитала МФО, которая теперь будет учитывать долговую нагрузку заемщика. Тщательная оценка платежеспособности клиента будет полезна компаниям-кредиторам: они смогут лучше оценивать риски невозврата займа.

«Для введения дополнительных требований к залогу потребуется серьезно менять залоговое законодательство, чтобы подобные ограничения действовали для всех участников кредитного рынка. Тем не менее, данное нововведение может негативно сказаться на самом заемщике: имея дорогостоящее имущество для залога, он не сможет его использовать, поскольку имущество слишком дорого для получения относительно небольшой требующейся суммы. Это будет парадоксальным явлением на рынке», - сообщил Сергей Седов.

По мнению эксперта, указывать в рекламе годовую процентную ставку МФО будет неправильным, поскольку микрозаймы в большинстве своем выдают на короткий срок до месяца, и для расчета их стоимости используют дневную ставку.

«К примеру, по последним данным ЦБ, среднерыночная ежедневная ставка - 1,7% - через месяц к моменту возврата займа обернется переплатой в 51%. А с учетом того, что предельная сумма начисленных процентов по закону - 300%, начисление переплаты по займу автоматически остановится через полгода. Поэтому размер годовой процентной ставки не соответствует реальной стоимости займа. Кроме того, в договоре указана полная стоимость микрозайма, которую МФО пишут в верхнем правом углу титульной страницы крупным шрифтом», - отметил Сергей Седов.

Усиления контроля над онлайн-МФО, как полагает эксперт, также не требуется. Дистанционно выдают займы в основном только самые крупные игроки рынка - МФК. Они уже находятся под жестким контролем Центробанка и тщательно выполняют законодательные требования к микрофинансовому бизнесу.

Понравилось?

5


Читайте также: