Иногда в магазине гражданин может случайно повредить товар. И здесь возникает вопрос о том, кто будет оплачивать нанесенный ущерб? В нашей статье рассмотрим несколько ситуаций и объясним, когда будет прав магазин, а когда — несостоявшийся покупатель.
Поход в магазин за продуктами может обернуться неприятной ситуацией. Например, гражданин двигался с тележкой по узкому проходу между рядами и случайно задел рекламную конструкцию из выставленных образцов нового лимонада. Одна из бутылок упала и разбилась. Представители магазина потребовали оплатить нанесенный ущерб. Кто же прав?
Что говорит закон?
Если мы обратимся к действующему законодательству, то на помощь придет Гражданский кодекс РФ. Согласно ст. 211 ГК РФ, риски случайного повреждения товара лежат на собственнике. Все товары в магазине, пока гражданин их не оплатил на кассе, принадлежат магазину. Таким образом, если гражданин действительно случайно задел товар, который неправильно расставили на полке, то в данном случае виноват сам магазин.
Но нужно помнить, что здесь речь идет только о случайном повреждении товара. То есть произошла форс-мажорная ситуация, которую сложно было заранее предугадать и предотвратить.
При этом бывают случаи, когда к повреждению товара привело неосмотрительное поведение покупателя. Например, гражданин бегал по торговому залу, который явно для этого не предназначен. Этим гражданин спровоцировал падение товара. В данном случае уже будет применяться другая статья ГК РФ, а именно 1064. Согласно данной статье, нанесенный вред имуществу придется покрывать тому лицу, которое данный урон причинило. Впрочем, если гражданин докажет, что вред причинен не по его вине, то он может быть освобожден от возмещения убытков.
Когда прав магазин?
Опираясь на законодательство и сложившуюся практику, можно составить примерный перечень ситуаций, когда больше прав магазин, а когда — покупатель. Конечно, такие ситуации не являются истиной в последней инстанции и каждый гражданин может настаивать на своей интерпретации события.
Итак, если говорить о правде на стороне магазина, то торговая точка имеет больше шансов на возмещение убытков в следующих ситуациях:
- Покупатель взял с полки товар, затем попытался поставить его на место, но сделал это невнимательно. В результате чего товар сорвался с полки и разбился.
- Покупатель несмотрительно вел себя в торговом зале. Например, бегал, катался на тележке, затеял драку. Сюда же можно отнести появление в магазине в состоянии алкогольного опьянения. Если такой гражданин разобьет товар, то ему придется покрывать ущерб магазину.
- Покупатель намеренно разбил товар. Например, гражданин поскандалил на кассе по поводу ценника на товар и в порыве гнева нанес ущерб имуществу торговой точки. Придется заплатить.
Когда прав покупатель?
А теперь рассмотрим несколько ситуаций, когда у гражданина будет больше шансов доказать свою невиновность:
- Покупатель пытался взять товар с полки, но из-за неправильной расстановки товара менеджером магазина вся конструкция была неустойчивой. В результате товар упал и разбился.
- В магазине были узкие проходы между рядами, заваленные товарами. Если покупателю придется протискиваться между товарами и в результате что-то упадет, то здесь виноват будет магазин, поскольку не создал для клиентов условия для нормального перемещения по торговой точке.
- В магазине был скользкий пол. В результате гражданин упал и задел стеллажи с товарами. Что-то повредилось. Торговая точка обязана обеспечивать безопасность покупателей, а если этого не сделано, то клиент может оспорить свою вину.
Как происходит возмещение ущерба?
Итак, предположим гражданин повредил товар. Если покупатель считает, что в этом есть его вина, то он может в добровольном порядке возместить магазину нанесенный ущерб.
Если же гражданин не признает своей вины, то заставить его платить магазин не может. Магазину остается только обращаться в суд. Как показывает практика, обычно магазин не идет в суд из-за пары разбитых бутылок, поскольку судебные издержки, оплата услуг юристов могут значительно превысить стоимость разбитых предметов. Именно поэтому в большинстве случаев конфликт решается на месте — зачастую без обязательного возмещения ущерба со стороны покупателя.
Если же магазин настроен решительно и готов идти в суд, то покупателю имеет смысл заранее подготовиться к этому. Например, можно на месте найти свидетелей, которые подтвердят позицию гражданина. Нужно взять их номера телефонов. Также следует произвести видеосъемку инцидента и запечатлеть доказательства вины магазина, например, мокрый пол, нагромождение товаров в проходах, неправильную расстановку товаров на полках и т. д.
Напомним, на нашем портале граждане могут оформить займ без отказа в ведущих МФО страны. Для этого нужно перейти в рейтинг займов и выбрать предложение от микрофинансовых организаций с высоким уровнем одобрения. Также при оформлении заявки нужно вводить данные внимательно, не допуская ошибок и опечаток. Это поможет повысить шансы на успешное одобрение заявки.
Belkacredit (БелкаКредит)
Yarik Oo
за год получил 8 займов., последний был на 27к, можно срок займа продлять до 5 раз
MFOBANK (МФОБАНК)
ladi
В целом норм, повышают лимит, на 5 раз дали 14к, а в первый раз 7, если продлевать займ, то гасишь п...
читать полностьюЗаем.ру (Zaem.ru)
igor-1408
Все вернул вовремя и теперь когда хочу подать заявку сразу кидает на подбор
Свои люди (Svoi ludi)
nedorezow
Имеет смысл брать, если отдавать вовремя, да, процент изначально 0,8 безо всяких дополнительных усло...
читать полностьюПростой вопрос (Prostoyvopros)
Елена Семячкова
3 часа оформляла заявку, фото переделала сотню раз, ну хотябы не зря, получила долгосрок 25 тысяч