Алексей Ильин: Из 30 займов, выданных за первый месяц работы, большая доля оказались невозвратными

Содержимое статьи:  Руководитель отдела маркетинга МФК "Саммит" Алексей Ильин в интервью порталу «Займи Срочно» рассказал о первых шагах

Алексей Ильин Из 30 займов, выданных за первый месяц работы большая доля оказались невозвратнымиРуководитель отдела маркетинга МФК "Саммит" Алексей Ильин в интервью порталу «Займи Срочно» рассказал о первых шагах компании на микрофинансовом рынке, сокращении числа отделений по выдаче займов, уровне просроченной задолженности и «черных списках» МФО.

В сентябре 2022 года у вас намечается взятие важного рубежа, а именно выдача миллионного займа. С какими наиболее заметными трудностями компания сталкивалась за свою 11-летнюю историю и как удалось их решить?

11 лет назад для основателя «Доброзайм» микрокредитование было абсолютно новым бизнесом. Не было никакого практического опыта в этой сфере. Поэтому сложности подстерегали буквально на каждом шагу.

Яркий пример: из 30 займов, выданных за первый месяц работы компании, большая доля оказались невозвратными. Это был худший месяц в нашей истории, но, к счастью, такого больше не повторялось. Ситуация хорошо показывает, как мы учились буквально на ходу, становились лучше и в итоге занимаем уверенное место на микрофинансовом рынке.

После 2018 года ваша компания начинает заметно сокращать число офисов. На этот процесс повлияли заемщики, которые стали чаще брать займы онлайн, или же это решение компании, которая желает показать клиентам все преимущества дистанционного кредитования?

Тут можно выделить 2 фактора. Первый — это снижение спроса в офлайн-точках. Закрытие офисов в 18,19 годах было связано с их нерентабельностью. По сути, вынужденная мера. Но что поделать, если офис не окупает себя, его проще закрыть.

Второй фактор - пандемия в 2020 году. Она подтолкнула к более быстрому переходу к выдаче онлайн. Если ранее клиент «Доброзайм» мог получить только повторный заём дистанционно, то с 20 года, он стал доступен и для новых клиентов.

Как вы считаете, до какого уровня сократится выдача оффлайн-займов на рынке МФО в ближайшие годы? Кто будут те заемщики, которые продолжат брать микрозаймы в офисах?

В целом, если будут клиенты, которые готовы брать займы в отделении, отделения будут существовать. При этом взять заём в офисе для клиента выгоднее. Такого клиента компании лучше идентифицируют, могут выдать сумму больше, под более низкий процент.

Если говорить, кто конкретно берёт в офисах, то, если судить по нашей компании, это люди среднего и старшего возраста. Не думаю, что в будущем аудитория сильно изменится.

Какие в целом сегодня видите тенденции на рынке микрокредитования? Что меняется в лучшую сторону, что – ухудшается?

Микрофинансовые компании всё активнее наращивают дополнительные продажи своим клиентам. Хороший пример- страховки, которые составляют у некоторых участников рынка заметную долю в прибыли.

Предположу, что в будущем тенденция будет развиваться. И, возможно, всё это приведёт к созданию некой упрощённой экосистемы, когда заёмщик получает деньги у компании и на её же площадке их тратит на приобретение тех или иных товаров.

Как в этом году заемщики обслуживают свои долги? Повысился ли уровень просрочки? Кто более ответственно подходит к выплате долга: онлайн-заемщики или клиенты из офисов?

Данный год уже оказался сильно насыщен на различного рода события, которые влияли на поведение заёмщиков по оплате своих долгов. Если по выдачам начала 2022 года было повышение уровня просрочки, то со 2-ого квартала следует тренд на снижение уровня просроченной задолженности. Это объясняется тем, что в связи с ужесточением кредитной политики банками гораздо больше платежеспособных и благонадежных клиентов стали обращаться в МФО. Наиболее ответственно к выплате долга подходят постоянные офисные клиенты, а также постоянные клиенты, использующие брендовое Мобильное приложение.

Какая кредитная история заемщика сегодня считается плохой у участников рынка? Можно ли ее исправить?

По нашему мнению, "плохая" кредитная история — это относительное понятие и всё зависит от риск-аппетита компании в конкретный момент времени и её целей по выдаче займов или может даже захвату доли рынка. Сейчас кредитную историю исправить гораздо проще, чем это было даже пару лет назад. С развитием онлайн-микрофинансирования это стало намного проще. И в первую очередь, её можно исправить, длительно пользуясь микрозаймами без просрочек по платежам более 5 дней.

Ведут ли МФО «черные списки»? Кто туда попадает? Что делать заемщикам, если им все отказывают?

"Черные списки" — это обобщенные группы неблагонадежных заемщиков, собранные по определенным критериям. У каждой компании они существуют в том или ином виде и у каждой компании они свои. Если заемщику все время отказывают, надо постараться разобраться в причинах и, в первую очередь, следует сделать запрос в БКИ по своей кредитной истории. Это можно делать 2 раза в год бесплатно. 

Алексей Киличев
Автор статьи
Понравилось?

2

Похожие статьи