Григорий Шабашкевич: Воспринимать кредитные каникулы как «прощение платежей» не нужно

Содержимое статьи:  Старший вице-президент, директор департамента кредитных рисков банка «Ренессанс Кредит» Григорий Шабашкевич рассказал порталу «Займи Срочно» о платежной дисциплине заемщиков, уровнях одобрения по ссудам, показателях закредитованности. Также эксперт подвел итоги уходящего года и озвучил планы на 2021 год.

Григорий Шабашкевич Воспринимать кредитные каникулы как прощение платежей не нужноСтарший вице-президент, директор департамента кредитных рисков банка «Ренессанс Кредит» Григорий Шабашкевич рассказал порталу «Займи Срочно» о платежной дисциплине заемщиков, уровнях одобрения по ссудам, показателях закредитованности. Также эксперт подвел итоги уходящего года и озвучил планы на 2021 год.

Год был непростым для всех. Как банки пережили первую волну пандемии? Какие уроки извлекли?

Весной никто не понимал, как будет развиваться пандемия и какие действия предпримут власти. Когда объявили первые «нерабочие дни», возникло еще больше вопросов, провоцировавших чувство неопределенности: насколько долго продлятся ограничения, как технически погашать кредиты, можно ли изменить дату платежей по ним и так далее. Большая группа заемщиков осталась без заработка и компенсирующих источников дохода.

Мы предполагали такое развитие событий, поэтому еще в марте начали активно дорабатывать инструменты массовой реструктуризации задолженностей, которые позволили справиться с возросшим количеством пропусков платежей в апреле-мае.

Парадокс весны заключался в том, что в просроченном портфеле одномоментно оказалось много благонадежных заемщиков. Далее этот сегмент стал значительно быстрее восстанавливаться, чем стандартный контингент службы взыскания банка.

Как снизился показатель одобрения по потребительским кредитам? Каким заемщикам стало невозможно получить деньги в долг, хотя ранее шансы у них были?

Если говорить про настоящее время, стратегия кредитования «Ренессанс Кредит» не стала жестче по сравнению с концом 2019 года. Она претерпела изменения в середине 2019 года в части выдач уже закредитованным заемщикам – это по-прежнему видится нам главной угрозой для качества кредитного портфеля. Пандемия только усугубила положение тех, кто имел повышенную кредитную нагрузку, и ускорила их выход в дефолт.

На какие моменты при оценке заемщиков стали больше обращать внимания в этом году?

Григорий Шабашкевич: Воспринимать кредитные каникулы как «прощение платежей» не нужно

Наши скоринговые модели сохранили свою эффективность даже в период жестких карантинных ограничений. Заемщики с хорошими рейтингами выходили на просрочку меньше, и восстанавливались быстрее. В определенной степени на надежность заемщиков стала больше влиять сфера их занятости и размер города проживания (в крупных городах ограничения сильнее отразились на финансовом благополучии людей). Но эти параметры не являются определяющими. Как говорилось ранее, заемщики, которых мы высоко оценивали по стандартным моделям, проявили себя благонадежными и в период стресса.

Много ли граждан воспользовались программами реструктуризации из-за ухудшения финансового положения на фоне пандемии? В каких случаях заемщику могли отказать в реструктуризации кредита?

При возникновении финансовых трудностей нужно обязательно связаться с банком. Мы заинтересованы в том, чтобы облегчить благонадежному клиенту кредитное бремя – для этого есть различные инструменты реструктуризации. Мы будем искать все возможности, чтобы помочь заемщику выполнить свои обязательства в полной мере. Но воспринимать кредитные каникулы как «прощение платежей» не нужно. Обязательства по кредиту необходимо будет исполнить.

Одна из возможных причин отказа в реструктуризации – если заемщик изначально при выдаче кредита ввел банк в заблуждение относительно своего финансового положения. Также причиной отказа в реструктуризации может стать отсутствие хотя бы минимальной положительной истории обслуживания долга.

Как обстоят дела с просроченной задолженностью в сегменте потребкредитования? Какие тенденции вы наблюдаете?

С середины мая платежная дисциплина в нашем портфеле полностью восстановилась, и даже несколько улучшилась относительно первого квартала.

Если в среднем оценивать поток входящих заявок, то какой процент дохода граждан сегодня уходит на оплату действующих кредитов и займов? Велика ли доля слишком закредитованных заемщиков?

Если говорить о среднем показателе по банку, то с учетом нашего кредита этот уровень не превышает 20%. Доля закредитованных заемщиков сильно разнится в зависимости от канала привлечения, и в целом на данный момент невелика. Но стоит отметить, что она неуклонно растет по мере роста среднего платежа, суммы кредитов и общего снижения доходов граждан.

Как относитесь к проекту «Цифровой профиль», когда заемщику для получения кредита не нужно собирать справки о доходах, а достаточно просто подтянуть данные из Госуслуг к своей заявке?

Наш банк уже довольно давно не требует от заемщика справок, информация в которых зачастую недостоверна. Возможность обогащать данные о заемщике из Цифрового профиля, безусловно, позволит лучше идентифицировать человека и повысит качество банковских моделей. Чем больше информации о заемщике поступает в банк – тем лучше будет качество оценки заемщиков, что в конечном итоге выразится в более выгодных предложениях и качестве предоставляемых услуг.

Какие у вас прогнозы на 2021 год? На ваш взгляд, как будут меняться заемщики и как на это будут реагировать кредитные организации?

Мы позитивно смотрим на наш кредитный портфель в 2021 году: большинство проблемных клиентов уже себя проявили весной 2020 года. Кроме того, мы постоянно работаем над повышением его качества. А на случай новых стрессов, связанных с пандемией, у нас отлажена работа всех служб и созданы инструменты реагирования.

Понравилось?

18

Похожие статьи