Город в Жигулях

Содержимое статьи:  Город Тольятти широко известен в мире как своей продукцией, так и людьми, создавшими ее. Но не все знают, что раньше наш город назывался Ставрополем-на-Волге. Вглядываясь в далекое прошлое города, как бы перелистываешь страницы истории Отечества. Основание Ставрополя теснейшим образом связано с централизацией и укреплением российского государства. Кочевые племена калмыков, находящиеся в подчинении монгольских ханов, постоянно совершали набеги на русские пограничные области. Желая привлечь их на свою сторону, царское правительство охотно согласилось оказать содействие и поддержку внуку хана Петру Тайшину, который принял христианство вместе со своими подчиненными и просил российское правительство отделить крещеных калмыков и построить для них город.

Город в ЖигуляхГород Тольятти широко известен в мире как своей продукцией, так и людьми, создавшими ее. Но не все знают, что раньше наш город назывался Ставрополем-на-Волге. Вглядываясь в далекое прошлое города, как бы перелистываешь страницы истории Отечества. Основание Ставрополя теснейшим образом связано с централизацией и укреплением российского государства. Кочевые племена калмыков, находящиеся в подчинении монгольских ханов, постоянно совершали набеги на русские пограничные области. Желая привлечь их на свою сторону, царское правительство охотно согласилось оказать содействие и поддержку внуку хана Петру Тайшину, который принял христианство вместе со своими подчиненными и просил российское правительство отделить крещеных калмыков и построить для них город.

20 июня 1737 года императрица Анна Иоанновна дала указание «...выше Самары и близ Волги-реки построить крепость... и на означенное место собрать всех крещеных калмык...». Место для строительства города-крепости подыскал Василий Никитович Татищев, крупный государственный деятель, виднейший историк того времени, бывший тогда начальником Оренбургского края.

В течение лета 1737 года В.Н.Татищев и назначенный комендантом крепости полковник Андрей Змеев внимательно изучили это место, заодно присмотрев леса, где удобнее брать строительный материал. Место для города было подыскано, а вот названия для него пока не было. В.Н.Татищев, обладавший большими знаниями (некоторые современники считали его одним из образованнейших людей своего времени), предложил назвать его Епифанией, что в переводе с греческого означает «просвещение». Но Змеев и присутствующий при этом разговоре генерал Соймонов предложили другое название: дескать, поскольку город должен быть построен для упрочения и распространения христианства, то его предпочтительнее назвать Ставрополем. Это название в переводе с греческого означает «город святого креста». На том и порешили.

На постройку города и крепости царское правительство выделило 10090 рублей 74 копейки. В середине октября 1738 года В.Н.Татищев приехал проверить, как идет застройка города, и с удовлетворением отметил, что в Ставрополе не только все «изрядно» согласно чертежам, но и красивее, чем в проекте.

Разрешая Татищеву и полковнику Змееву строить Ставрополь, русское правительство предписывало им возвести возле крепости 20 торговых лавок с жильем, чтобы «российским купцам и охочим людям торговать бесплатно». Купцам, пожелавшим жить в Ставрополе, оказывались большие привилегии – как в большом городе Оренбурге. Уже в 1740 году прибывшие купцы организовали целую улицу, которая получила название Купеческой. В 1744 году в городе проживало 127 купцов и 173 ремесленника.

Но политика царского правительства в отношении перевода калмыков на оседлый образ жизни не удалась, слишком глубоки были традиции и привычки кочевников. Некий Н.Нефедьев, посетивший Ставрополь в 1817 году, свидетельствует, что «калмыки эти почти ничем не отличаются от калмык, обитающих в Астраханской губернии. Они также ведут жизнь кочевую и занимаются скотоводством, а о хлебопашестве, кажется, никогда не думали и не думают, отдавая пожалованные им для этого земли, равно как и луга, лес, воды из оброка русским крестьянам ближайших селений, что доставляет им возможности быть счастливыми арендаторами».

Учитывая сложившуюся ситуацию, император Николай I издает указ о переселении калмыков в оренбургские степи. Вся земля – около 200 тысяч десятин пашни – после переселения была передана удельному ведомству, и доходы от нее шли на содержание царской фамилии.

Немало пережил этот в общем-то заштатный в России городок. Не раз на страницах российской истории упоминается Ставрополь-на-Волге. Активно участвовали ставропольчане в Крестьянской войне под руководством Е.И.Пугачева. В 1812 году ставропольский полк храбро сражался в составе армии П.И.Багратиона.

В разные годы бывали здесь и работали:  русский путешественник и натуралист, исследователь Поволжья и Урала акдемик И.И.Лепехин, естествоиспытатель академик П.С.Паллас, почвовед В.В.Докучаев. Ставрополь на своих полотнах запечатлели академики живописи братья Григорий и Никанор Чернецовы. Здесь жили и работали художники С.В.Иванов, И.Е.Репин, Ф.А.Васильев, Е.К.Макаров. В поселке Федоровка родился художник Ф.Е.Буров – основатель самарской художественной школы, учитель выдающегося русского художника К.С.Петрова-Водкина. Природа и люди привлекали сюда и писателей. Здесь создавали свои произведения Д.Н.Садовников, С.Г.Скиталец, А.С.Неверов, Л.Н.Толстой, В.Г.Короленко, A.M.Горький, А.А.Навроцкий.

Да и как было здесь не восторгаться! Не случайно Жигули называют жемчужиной России, недаром о них сложены песни, былины, стихи. Жигули – единственная гряда на Волге – протянулись вдоль правого берега реки на 75 км. Начинаются они величественным Молодецким курганом, который грозным стражем встает прямо из воды, охраняя заповедные места, и заканчиваются у города Самары.

Высота Жигулевских гор 300-370 метров, ширина гряды 5-7 км. Жигули невысоки, но красивы. По разнообразию рельефа и горных пород, по разнообразию животного и растительного мира Жигули могут сравниться в России только с заповедными местами Крыма и Кавказа. Здесь расположен национальный парк «Самарская Лука».

Как промышленный центр Среднего Поволжья, наш город многим обязан Жигулевским горам – огромной природной кладовой ценнейшего минерального сырья, полезных ископаемых. И тем не менее, экономическое развитие города мало чем изменялось на протяжении десятков лет. В начале XX века в Ставрополе проживало 7,5 тысячи человек, была больница па 37 коек, 12 фабрик и заводов. Казалось, что застоявшуюся патриархальность ничто не изменит.

В 1918 году Самарский губсовнархоз образовал комиссию по электрификации реки Волги в районе Самарской Луки, которая должна была провести обследование и собрать материалы, дать свои предложения о строительстве гидроэлектростанции в двух вариантах – без плотины и с плотиной через Волгу.

В 1919 году один из будущих авторов плана ГОЭЛРО Г.М.Кржижановский приезжает на Волгу. Об этом он вспоминал много лет спустя в беседе с начальником Куйбышевгидростроя И.В.Комзиным: «...Вот в девятнадцатом году на том месте, где Вы сидите сейчас, сидел у меня Владимир Ильич Ленин. Зашел он сказать, что вот, мол, Вам, Глеб Максимилианович, охранная грамота и восемь красноармейцев, поезжайте в Самару, походите по Самарской Луке, посмотрите, где можно построить гидростанцию…».

Внимание В.И.Ленина к энергетическим ресурсам Волги воодушевило и местных энтузиастов. Проект получил название «Волгострой». Не могли остаться в стороне от него и жители Ставрополья, назвавшие свой город столицей Жигулей.

20 декабря 1930 года Ставропольский райисполком на своем заседании решил: «Имея ввиду громадное строительство в пределах района по сооружению гидроэлектрической станции – «Волгострой», считать необходимым районный центр Ставрополь переименовать в Волгострой, а район в Волгостроевский». Для размещения конторы «Волгострою» были переданы два дома бывшего элеватора на реке Воложке. Но поскольку официального решения о начале строительства все еще не было из-за затянувшегося спора о первоочередности строительства Камышинского или Жигулевского гидроузла, Ставрополь так и остался не переименованным.

В августе 1937 года вышло постановление правительства о возведении Куйбышевского гидроузла, однако развязанная фашистами война вынудила прервать строительство. И лишь спустя много лет Куйбышевская гидроэлектростанция им. Ленина была построена.

В связи со строительством гидроузла и образованием у Жигулей Куйбышевского водохранилища город Ставрополь попадал в зону затопления. Весной 1953 года город стал переезжать на новую площадку, километров за 10-12 от того места, где он простоял более двухсот лет. На обширной площадке, окруженной с трех сторон прекрасным сосновым бором, вырос новый город со старым названием Ставрополь.

Пережив свое второе рождение, город продолжал развиваться. Здесь решено было организовать новый крупный промышленный комплекс Поволжья. Стали возводить корпуса заводов синтетического каучука, азотно-тукового, химического. Одновременно строились такие гиганты, как Волжский завод цементного машиностроения и электротехнический завод. Наряду с возведением заводов росли жилые кварталы, объекты социально-культурного назначения. По сути дела, город представлял собой гигантскую строительную площадку, а строители были самыми уважаемыми людьми города.

В 1964 году произошло событие, имеющее особое значение для истории города. 21 августа внезапно скончался находившийся в то время на отдыхе в Крыму Пальмиро Тольятти – генеральный секретарь итальянской коммунистической партии, один из руководителей борьбы с фашизмом в Европе. По всей стране в трудовых коллективах прошли траурные митинги.

27 августа они состоялись и в Ставрополе. На большом митинге строителей завода синтетического каучука бригадир Н.И.Гармаш от имени всей бригады предложил обратиться в Президиум Верховного Совета РСФСР с предложением о переименовании города: «Пусть новое имя города явится новым вдохновением в борьбе». Его поддержали присутствующие строители.

28 августа 1964 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о переименовании города Ставрополь-на-Волге в город Тольятти. Звучное итальянское имя очень скоро облетело не только нашу страну, но и пронеслось но всему миру. Под новым именем дела и жизнь города стали известны всему мировому сообществу. Продукция предприятий Тольятти завоевала авторитет и общественное признание на мировом рынке.

Третье свое рождение город получает в 1966 году, когда начинается строительство Волжского автомобильного завода, уникального в отечественной практике. Отличительной особенностью строительства ВАЗа стало его комплексное сооружение, когда наряду с созданием новых производственных мощностей решалась задача по строительству новой части города Тольятти, промышленно-коммунальной зоны, производственных баз. Строительство Автозаводского района было отмечено Государственной премией СССР, поскольку он саккумулировал в себе наиболее прогрессивные направления градостроительства своего времени.

Прошло время, и нас уже не все удовлетворяет в застройке города, но это и стимулирует к совершенствованию его структуры и организации жизни в нем. Сейчас город вместе со страной переживает сложный период своей истории, но отрадные признаки все чаще и чаще отмечаются в городской жизни. И это дает нам основания с оптимизмом смотреть в будущее, работать во имя любимого города, его жителей и гостей.

 

Валентин ОВСЯННИКОВ,

профессор Тольяттинского

политехнического института.

Статья перепечатана из журнала “Волга-Бизнес”

Анастасия Водолазова
Автор статьи
Понравилось?

120

Похожие статьи