Мало кто знает, но регионы в России, которых, к слову, уже 85, делятся на два типа – дотационные и субъекты-доноры. Одни кормят страну за счет своих геологических преимуществ, другие, наоборот, исключительно потребляют бюджетные средства, практически не привнося в экономику ничего. В нашем материале мы постараемся объяснить основные различия между регионами и причины, по которым они возникают.
Разновидности субъектов РФ?
Существуют два вида регионов в государствах – дотационные и доноры. Данное разграничение основывается на особенностях формирования бюджета каждого конкретного субъекта страны. В случае с Россией бюджетный кодекс гласит, что дотационным регионом является такой субъект, который получает средства из федеральной казны на выравнивание бюджетной обеспеченности. Другими словами, это те области и края, где доходность бюджета ниже, чем расходы и которые вынуждены просить дополнительные средства у госказны на обеспечение своих нужд и покрытия дефицитов.
С другой стороны, есть регионы Доноры, которые, наоборот, получают от своей деятельности больше средств, чем нужно для содержания. Эти субъект приносят средства в бюджет государства, которые в последствии распределяются на нужды государства или других регионов-реципиентов.
Какие регионы в России являются донорами?
По данным Министерства Финансов РФ, в текущем году никаких дотаций на балансировку казны из федерального бюджета не получали такие регионы, как Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Самарская область, Сахалинская область и другие. Всего их насчитывается 13 по всей стране. Показатель по мировым меркам очень мал. Например, в США из 50 штатов 14 являются донорами, что более 25%. В РФ же 85 регионов и 13 доноры, что около 10%.
Если выяснить по каким параметрам определяется каким является субъект – реципиентом или донором, то все достаточно просто – доноры получают из федерального бюджета меньше, чем отчисляют в него. В основном спонсорами государственной казны становятся регионы, которые:
- Являются финансово-экономическими центрами
- Имеют высокое экономическое развитие
- Являются добывающими сырье в большом объеме
- Имеют высокий уровень развития промышленности
Отдельно хотелось бы выделить области, которые становятся временными донорами и в ограниченный промежуток времени приносят в бюджет страны большие суммы, но затем вновь становятся дотационными по тем или иным причинам.
Какие регионы являются реципиентами в РФ?
Как вы могли логично предположить из сказанного выше, к таковым относятся все остальные регионы, которые не являются донорами. Однако, важно понимать один факт, что далеко не все области требуют от бюджета больших вливаний в собственную экономику. Например, Мурманская область в текущем году получила от госказны лишь на 32 млн больше, чем отправила в нее, а Республика Дагестан обошлась бюджету в более чем 66 млрд рублей.
ТОП-10 регионов России по уровню вливаний на поддержку из бюджета страны
Регион | Объем дотаций | |
---|---|---|
1 |
Республика Дагестан |
66,266 млрд рублей |
2 |
Республика Саха |
46,907 млрд рублей |
3 |
Камчатский край |
37,390 млрд рублей |
4 |
Чеченская Республика |
30,441 млрд рублей |
5 |
Алтайский край |
26,838 млрд рублей |
6 |
Ставропольский край |
22,083 млрд рублей |
7 |
Республика Крым |
20,371 млрд рублей |
8 |
Республика Бурятия |
19,875 млрд рублей |
9 |
Республика Тыва |
16,933 млрд рублей |
10 |
Республика Башкортостан |
15,612 млрд рублей |
Источник: Бюджет РФ на 2019 и плановый период 2020-2021 гг.
Подвиды регионов
Дотационные субъекты нашей страны делятся внутри себя еще на несколько подвидов. Сами регионы имеют значительное различия по сложности ситуации и причинам возникновения этих сложностей. Существуют 3 основных подвида:
1. Кризисные – это те субъекты, в которых показатели социально-экономического развития значительно отстают от плановых или средних по стране. Кроме того, в данных областях должен наблюдаться спад показателей.
2. Отсталые – это те регионы, в которых развитие социально-экономической сферы значительно отстало от текущего времени, а научно-технический потенциал не получил должного развития, в результате чего субъект физически не может быть экономически эффективным.
3. Депрессивные – это такие области, в которых научный прогресс остановился, в результате чего на данный момент наблюдается отставание от средних показателей роста социально-экономического развития по стране. Стоит отметить, что ранее данный регион мог занимать лидирующие позиции по тем или иным параметрам или даже быть регионом-донором.
Проблемные города
Отдельно хотелось бы выделить такое явление, как моногород или поселение, в котором находится градообразующее предприятие или несколько предприятий, которые схожи по своей деятельности и работают в слаженной цепи. Сегодня в России таких городов 321. Некоторые из них получили достойное развитие и на данный момент обстановка в них хорошая. Однако, есть и негативные примеры.
В регионе-доноре - Самарской области, есть крупное предприятие «АвтоВАЗ», вокруг которого образовался город Тольятти. В момент, когда на заводе появились проблемы, а бюджетные вливания снизились, данное поселение начало ощущать серьезные проблемы во всех сферах. Значительно возросла криминальная составляющая, ухудшилась ситуация с безработицей, а соответственно с алкоголизацией и наркоманией. На сегодняшний день город является депрессивным по своим экономическим показателям.
Если учитывать, что Волжский автомобильный завод вынужден был высвободить почти 30% своих сотрудников, многие из них в результате остались не просто без работы, а без возможности ее найти, так как предприятие одно и других в поселении подобных нет. Чтобы прокормить семью и себя граждане вынуждены брать срочные займы и кредиты наличными. Учитывая, что платить по кредитам не из чего растет не только закредитованность населения, но и число потенциальных банкротов и просрочек по кредитам.
Сегодня власти регионов, совместно с федеральными чиновниками, стараются исправить ситуацию в моногородах, где сложилась подобная ситуация. В частности, создаются Особые экономические зоны, на территории которых строятся новые производства и появляются новые рабочие места. Кроме того, ряд таких городов получают возможность введения специального налогового режима, что упрощает появление нового бизнеса, который никак не связан с градообразующим предприятием. Тем не менее, ситуация с моногородами на сегодня остается плачевной. По данным Минэкономразвития у более чем 200 таких поселений сегодня наблюдаются проблемы в социально-экономическом плане и есть тенденции ухудшению ситуации.