За мелкий шрифт в рекламе ФАС накажет МФО штрафом на полмиллиона рублей!

В октябре 2013 года саморегулируемая организация НП «Объединение МиР» совместно с Клубом руководителей банковских служб связей с общественностью и рекламы, организовали встречу для микрофинансовых организаций Домашние деньги, Мигкредит, Манимен, Вивус, Джет Мани, Нано Финанс и других членов НП «Мир» с заместителем начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции в ФАС Татьяной Евгеньевной Никитиной. На встрече обсуждались вопросы соблюдения законодательства для МФО в сфере рекламы.

За прошедший год было зафиксировано 5500 дел по факту нарушения рекламы услуг. Более 13% из них это нарушения в рекламе финансовых услуг!

Татьяна Евгеньевна проинформировала участников дискуссии, что деятельность финансовых учреждений контролируется 28 статьей закона «О рекламе». В статье «Реклама финансовых услуг» расписаны требования, предъявляемые к рекламодателям банковских, страховых и иных финансовых услуг.

Самое главное требование и первый пункт в статье - наличие полного наименования микрофинансовой организации в рекламных носителях. Наименование компании должно быть написано полностью, например, ООО «Рога и Копыта». Несоблюдение данного правила рекламистами - частая причина штрафов в отношении нарушения закона «О рекламе».за мелкий шрифт на билбордах будут штрафовать

В ходе обсуждения был затронут вопрос о размере шрифта в рекламе на билбордах. Так, мелкий текст на щите с габаритами три на шесть метров должен свободно читаться. То есть шрифт должен быть достаточно крупным. В противном случае будет считаться, что текста нет вовсе. А это может привезти к штрафу (от 100 до 500 тысяч рублей для юридических лиц) за нарушение закона. Правда, каким методом определяется «мелкий шрифт» или нет участникам дискуссии рассказано не было.

Сегодня принято в норму показывать на телевидение рекламные ролики, где продолжительное время крупно и соблазнительно демонстрируется товар, а условия кредита в двадцать мелких строчек промелькивают за полторы секунды. Закон не оговаривает количество времени рекламы, но зритель должен увидеть прописанные условия. Татьяна Никитина на встрече рассказала об одном рекламном ролике про автокредиты. Банк сделан видео ролик, в котором на 1,5 секунд был показан кадр, состоящий из большого количества текста, ФАС счел эту рекламу ненадлежащей и оштрафовал компанию. Обосновывая это тем, что за такое короткое время прочесть весь текст в ролике невозможно. Опять же каким методом ФАС устанавливает «можно» или «нельзя» участникам рассказано не было и в законе это не прописано.

Если МФО позиционирует свой товар, как лучший или уникальный в своем роде, то для этого нужно представить документ, который подтверждает восхваляемые качества или удостоверяющий его особенность над аналогами. Проще говоря, использование слов «лучший» или «самый» запрещено законом, если на то нет подтверждающих рейтингов, статей или иных документов.

Согласно 3-му пункту 28 статьи, при рекламировании кредитного предложения, объявление должно содержать все условия, которые влияют на стоимость займа. Например, если компания пишет «онлайн займ до 30 000 рублей на 2 месяца» она должна указать % использования или конкретную сумму для возврата этих средств. Интересно, что этот пункт указывает на услугу «предоставление кредита», но для МФО запрещено использовать слово «кредит» законодательством. Это может говорить о том, что для микрофинансовых организаций данный пункт не должен работать до тех пор, пока слово «кредит» и «займ» законодательно не будут означать одно и тоже. С потребительской точки зрения и в словарях эти слова являются синонимами.

В случаях, когда реклама размещается в печатных СМИ, должна присутствовать отметка «на правах рекламы» либо «реклама». Всякие другие значки типа «R» - не имеют законной силы.

Самый креативный вопрос на встрече прозвучал, от генерального директора компании Vivus Гуляева Олега – «Допустим мы разместили рекламу на троллейбусе и оформили рекламу по всем правилам, но со временем место, где было написано ООО, ОГРН и другие данные запачкалось. Кто-то сфотографировал это безобразие и отправил в ФАС. Какие будут приняты меры?». Татьяна Никитина ответила на это, что жалоба будет принята и рассмотрена ФАС. Все участники встречи пришли к мнению, что лучше не размещать рекламу на транспорте.реклама на троллейбусах опасна

смс-рассылка абонентам от компании Живые ДеньгиТакже в ходе встречи были рассмотрена проблема распространения спамных смс сообщений, что в последнее время сильно тревожит потребителей. Жалобы на смс по словам Никитиной поступают в ФАС постоянно. В случае если потребитель оставляет свое согласие на получение смс-рассылки к ее распространителю санкций не применяется, но могут быть применены штрафы за отсутствие названия компании, полных условий в сообщении, ведь на практике эти данные отсутствуют. Но чтобы пожаловаться на смс-спам, надо быть владельцем номера, на который пришло смс, убедится, что в договоре с вашим оператором нет галочки «согласен на спам» и пройти долгую процедуру. Как показывает практика ФАС все таки штрафует за смс-спам компании, но потребителю, как правило, жаловаться не интересно поскольку он не получает ничего, кроме хождения по разным инстанциям и затрат своего личного времени. Ведь куда проще просто удалить ненужную смс.


Читайте также: