Кредитная история пополнится сведениями о задолженностях по оплате коммунальных услуг

1 марта 2015 г. – дата, с которой кредитная история как понятие вновь претерпела изменения, на сей раз и заемщики, и кредиторы ожидали поправок в 218-ФЗ «О кредитных историях» с особым трепетом. Первые, конечно, несколько встревожились, ведь теперь в КИ будет отражаться информация о решениях суда, регулирующих внесение оплаты за жилые помещения, коммунальные услуги, а также услуги связи, неисполненные в течение 10 дней с момента принятия решения. Для многих заемщиков это будет означать еще один фактор против положительного решения по их заявке. Вторые (кредиторы) восприняли такие меры в целом положительно, ведь для них это еще один немаловажный фактор, который можно и нужно учитывать при принятии решения.

Интересное новшество введено и в информационную часть кредитной истории – ту самую, что теперь доступна кредиторам без необходимости получать согласие заемщика. В этой части будут отображаться все заявки заемщика, а также причины отказа, если таковые имеются. Информация о том, имели ли место два и более платежа по кредиту подряд, теперь также будет открыта кредиторам. НБКИ считает такие меры эффективными для того, чтобы заемщики более ответственно относились ко всем процессам кредитования.

Свое мнение высказали и эксперты

Так генеральный директор MoneyMan Борис Батин сообщил, что приветствует инициативы, призванные сделать кредитные истории наиболее полными, так как в конечном итоге это сказывается положительно и на компаниях, выдающих займы и на самих заемщиках. Чем эффективнее работает система оценки информации о клиенте, тем стабильней кредитный портфель компании, а значит, автоматически снижаются риски по невозврату и просрочкам. В то же время, чем больше записей в кредитной истории, тем легче выявить заемщиков, которые в попытке спасти свое положение с помощью перекредитования в других компаниях, попали в так называемую «кредитную спираль». Перекредитование как явление можно считать полезным, как временную меру, но не постоянную – чаще всего заемщики только накапливают свои долги. Теперь формирование и, главное, сохранение положительной кредитной истории станет приоритетным. Сегодня многие заемщики обращаются в микрофинансовые организации с тем, чтобы исправить свою кредитную историю, так как в силу не столь долгой истории российского кредитования многие не очень серьезно относились к своим обязательствам по кредиту, когда рынок только начинал формироваться, теперь же страдают от собственной недальновидности.

К слову, такие поправки, по мнению Бориса Батина, позволят более эффективно работать над повышением уровня финансовой грамотности населения.

Шкаровская Ирэн из Home Credit банка также высказалась за данное нововведение, ведь это и помощь кредитным организациям в вопросе поддержания качества активов и сдерживающий фактор для заемщиков – увы, но иногда отказ в кредите является спасением для тех, кто подошел к той грани, после которой расчет с долгами будет невозможен.

Алин Сергей, старший аналитик ИГ «Норд-Капитал», также выразил свое одобрение поправкам в закон, так как считает, что суммы по долгам ЖКХ говорят о многом – так, кто-то мог оказаться в сложной жизненной ситуации, но такой человек всегда может найти выход, ибо ищет его… а кто-то накапливает долги годами и очевидно, что речь идет просто о недобросовестности заемщика.

Интересное мнение высказала Яркина Калина («БиZSезон») – она считает, что эти поправки нужно было ввести еще в 2010 году, и, возможно, сегодня ситуация выглядела бы иначе, так как такие поправки помешали бы гражданам оформлять кредит снова и снова, пытаясь погасить предыдущий, тем самым влезая в долговую яму все глубже и глубже. И мы не можем не согласиться с Калиной, ведь эта гонка банков за клиентами и заемщиками спровоцировала целые цепочки оформленных кредитов, когда каждый новый оформлялся для погашения раннее полученного кредита.

И все же – как быть заемщикам, имеющим задолженности по оплате услуг ЖКХ (а таких большинство), неужели будут отказы?

Паниковать однозначно не нужно, ведь по большому счету, если ориентироваться только на наличие и отсутствие задолженностей, то кредиторы останутся без клиентов. По сути, эта мера касается злостных неплательщиков и должников, которые в своей попытке плыть по течению безответственно относились к своим обязательствам, а теперь, когда суммы очень большие и вопросы решаются через суд, все так же не ищут выход из ситуации, а стремятся уйти от ответственности или же взять кредит в банке… чтобы после не возвращать уже его – намеренно или не оценивая масштабы своей беды, уже не столь важно. На решениях по заявкам добросовестных заемщиков, имеющим некоторые временные затруднении по оплате ЖКХ, это вряд ли скажется.


Читайте также: