Как знание закона поможет защититься от коллекторов

Коллекторы – люди, чья работа заключается в том, чтобы возвращать просроченные задолженности. Но общественное восприятие ассоциирует их с выбивалами, а то и просто бандитами.

Надо сказать, что такую репутацию коллекторы заработали собственной деятельностью, частью которой не так давно были по-настоящему бандитские методы: угрозы, телефонный террор, запугивание и шантаж должников и их близких, вплоть до физического насилия. Ко всему этому коллекторов толкал денежный интерес, выраженный в части выбитой из задолжника суммы.

А должники практически не защищались, причем потому, что не знали (не знают и сейчас), куда обратиться за помощью.

И, хотя вина человека, не вернувшего заем, существует, в паре «должник-кредитор» именно он становится жертвой. Банк искушает гражданина деньгами, при этом не слишком стараясь объяснить, какую сумму надо будет отдать. Нередко навязывание кредитов, причем без поручителей или даже без подтверждения платежеспособности. То есть, кредитор изначально знает или подозревает, что от потенциального заемщика вряд ли можно будет спокойно получить возврат долга. Однако деньги выдаются в любом случае, вполне возможно, из-за надежды на то, что их можно будет «выбить» через коллекторов. В итоге получается совершенно неравная игра.

Осложняется положение и тем, что в РФ десяток лет говорят о том, что должен быть принят закон, по которому регулируется коллекторская деятельность. Но пока что есть только обсуждение, а не сам закон. Первым шагом к этому правовому акту стал Закон «О потребительских кредитах (займах)», в котором затронута и работа коллекторских агентств.

Поделимся советами, которые дали эксперты по некоторым из наиболее типичных случаев, с которыми сталкиваются должники:

  • Коллекторы требуют пустить их в дом, стучат в двери, оскорбляют и угрожают по телефону. Жалобы и звонки участковому не помогают.

Если наличествуют угрозы и запугивания, требуется обратиться к руководству компании, занимающейся взысканиями. Жалобы принимают и правоохранительные органы или прокуратура. Если эти меры не действуют, необходимо подать жалобу финансовому омбудсмену Павлу Медведеву или в НАПКА - Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств.

  • Коллекторы требуют от пожилых родителей выплатить кредит за не проживающего с ними сына, требуют впустить их в квартиру, чтобы убедиться, что его там нет.

Коллекторы имеют право обращаться к родным заемщика или его близким людям только тогда, когда они предоставили обеспечение по кредиту или выступили поручителями.

По Федеральному закону №353-ФЗ уступка прав требования по кредиту третьему лицу подразумевает сохранения банковской тайны, поэтому их действия незаконны и попадают под действие статей административного или уголовного кодекса.

  • Коллекторы могут запугивать клиента тем, что он не сможет оформить загранпаспорт, так как сведения о задолженности поступят в ФМС.

Это метод психологического давления, так как коллекторы не могут повлиять на выдачу загранпаспортов. Ограничение на выезд может быть наложено судом или исполнительным приставом. Но загранпаспорт даже в этом случае будет выдан. Правда, наличие загранпаспорта не гарантирует выезд за рубеж при наличии банковских долгов.

  • Коллекторы угрожают выселить заемщика из квартиры и продать ее «с молотка».

ГК РФ в 446статье определяет, что на жилье может быть наложено взыскание только в случаях, когда оно не единственное или если оно выступает залогом по ипотеке. Поэтому по потребительскому кредиту таких угроз не стоит опасаться.

  • Коллекторы не предъявляют подтверждающих полномочия документов.

Требовать документы необходимо, желательно в подлиннике. Это должна быть либо уступка прав, оплата по этой уступке, акт приемки-передачи документов по этой уступке, либо доверенность на коллекторские действия, выданная банком, заверенная печатью и подписями руководства.


Читайте также: