Как трудно понять этот финансовый рынок!

Большим количеством российских граждан кредиты рассматриваются как своеобразный страховой полис. Именно такое представление заставляют выдвинуть исследования НАФИ, проведённые в октябре месяце. Между тем, ещё в период апреля-июня 2014 года, этой же организацией совместно с РМЦ, CGAP и Beyond Philanthropy GmbH, также проводились исследования на тему «Доступность финансов в России глазами потребителя».

Цель данного исследования заключалась в получении информации относительно всех имеющихся возможностей граждан на финансовом рынке. Насколько доступны финансовые продукты и услуги с точки зрения поставщиков и клиентов – этот момент пытались выяснить компании, чьими силами организовывался опрос.

Процесс репрезентативного исследования охватил широкую аудиторию потенциальных пользователей финансовыми услугами. Кроме того, результат исследований дополнялся групповыми дискуссиями, экспертными интервью, организованными для поставщиков финансовых услуг.

Первое мнение от полученных результатов – российский рынок неплохо развит в области финансовых услуг. Около 80% населения пользуются банковским, страховым, платежным сервисами. При этом полное удовлетворение от полученных услуг отметили примерно 65 – 70% респондентов. Около 20-30% опрошенных граждан планируют активно пользоваться новыми предложениями, если таковые будут появляться в перспективе.

Однако углублённый анализ свидетельствует также о наличии проблем, отмеченных в банковском и страховом сервисе. Все эти проблемы, по мнению специалистов, могут стать серьёзной преградой для развития рынка услуг. К примеру, существует такая проблема, когда отмечается активное пользование кредитами (примерно 40%), при снижении доли банковских сбережений граждан (не более 25%).

Как выясняется в результате опросов, российский среднестатистический гражданин пользуется кредитом не ради повышения уровня благосостояния (качества жизни), а ради решения очередных проблем, появляющихся в быту. Об этом хорошо свидетельствуют те причины, какие указывают будущие владельцы кредитных карт – на непредвиденный случай (14%), нужны деньги до зарплаты (13%).

Очевидно – кредит, как услуга, стал своеобразным страховым полисом, благодаря которому можно выходить из критических ситуаций. Что интересно, многих заёмщиков не страшит даже значительное сокращение доходов в таких случаях. Проблема действительно серьёзная, но пока что не рождающая никаких предпосылок для изменения существующего законопроекта.

Ещё один негативный момент – низкая самостоятельность граждан при пользовании финансовыми услугами. Как правило, и в большинстве случаев, пользоваться страховым или платежным сервисом граждане начинают с подачи третьей стороны, роль которой исполняют работодатели, либо государство. Примеры: зарплатные карты, добровольное медицинское страхование, ОСАГО.

По сервису платежей: почта, салоны сотовой связи, банковские отделения. Нет полного понимания того, что существуют современные продвинутые продукты, которые дают многим больше возможностей. Однако это уже проблема, которую могут решить только сами поставщики продуктов и потребители.


Читайте также: