Как закон о коллекторах повлиял на количество жалоб?

Хотя закон, который регулирует деятельность коллекторов, вступил в силу в начале года, пока доля жалоб на запрещенные методы взыскания не уменьшается. По оценкам НАПКА, в первом полугодии 2017 года доля подобных обращений составила 11%. По итогам минувшего года она была на уровне 10%.

Напомним, что НАПКА является крупнейшим объединением коллекторских агентств. Организация выступает за развитие цивилизованного рынка взыскания. В рамках этой стратегии НАПКА контролирует своих членов, собирает жалобы и обращения населения, принимает меры к членам-нарушителям.

Согласно данным НАПКА, в первом полугодии организация получила свыше 2,5 тыс. обращений граждан. Большинство обращений жалобами назвать нельзя. Например, примерно треть обращений связаны с тем, что граждане просят разъяснить им некоторые положения закона, который регулирует деятельность коллекторов. Он вступил в силу с 1 января 2017 года.

Еще примерно четверть обращений связаны с тем, что коллекторы тревожат граждан, используя ошибочные номера. То есть они звонят гражданам, которые к долгу не имеют отношения. Займ без справок они не брали, и с должником не знакомы.

Серьезные нарушения

Особый интерес вызывает доля Hard-обращений. Сюда исследователи включают наиболее серьезные жалобы граждан. Здесь речь может идти об оказании психологического давления на должника, угрозах, использовании нецензурных выражений, обмане неплательщика.

По итогам 6 месяцев текущего года, в среднем доля граждан, которые пожаловались на незаконные методы взыскания, составила 11%. Если сравнивать с результатом за весь прошлый год, то доля выросла на 1 процентный пункт. Настораживает, что доля hard-жалоб в последние месяцы стала расти. Например, еще весной она была на уровне 13%, однако по итогам июня уже подскочила до 19%.

И все это на фоне функционирующего коллекторского закона, который жестко отстаивает права должников. Читайте здесь, чем поможет должникам новый закон о коллекторах?
Если смотреть в региональном разрезе, то больше всего Hard-жалоб поступает из Крыма. Каждое третье обращение местных заемщиков относят к категории «тяжелых». Далее следуют заемщики Костромской области, Мордовии, Хакасии, Краснодарского края.

Как отмечают с НАПКА, часто серьезные жалобы связаны с компаниями, которые не имеют отношения к ассоциации. Иногда обращения и вовсе не затрагивают коллекторов. Дело в том, что с гражданами взаимодействуют штатные службы взыскания кредиторов, но многие должники их автоматически причисляют к коллекторам.

Результаты

НАПКА в любом случае не оставляет без внимания обращения россиян. Из всех поступивших жалоб 80% были успешно закрыты. Если жалоба затрагивает компанию-члена НАПКА, то эффективность работы с обращением достигает 90%.

Свыше 1 тыс. заявителей получили от организации профессиональную консультацию, документы по коллекторским компаниям. Благодаря действиям организации из дозвона убрали более 600 номеров, которые не относились к должникам. Еще по 400 номерам коллекторы не будут звонить, поскольку родственники или коллеги должника отказались от общения.

В среднем ассоциация реагировала на жалобы граждан в течение 1-2 дней. Официальный ответ заявитель получал уже через 3-4 дня.

Что делать, если коллектор нарушает?

Если коллекторское агентство переходит черту, то гражданам следует на сайте ассоциации заполнить электронную форму обращения. Также на коллекторов, входящих в реестр, можно пожаловаться в Федеральную службу приставов. Читайте здесь, как проверить коллекторов по реестру?

Благодаря закону у должников есть механизм отказа от взаимодействия с коллекторами. Сделать это можно, направив специальное заявление в адрес коллекторов, по истечении 4 месяцев с даты возникновения долга.


Читайте также: