Кому нужны микрозаймы?

Портрет заемщика или как вы выглядите в глазах сотрудника микрофинансовой компании.

Не поверите! Всем! Ну практически… А если серьезно, то на базе статистики многих компаний уже давно сформировано представление о категориях заемщиком и их нуждах. Однако это куда интересней самим МФО, нежели заемщикам – разве что посмотреть статистику и успокоить душу злорадным хихиканьем: я не один… нас миллионы!

Куда интересней оказаться хотя бы мысленно на месте сотрудников микрофинансовых организаций, дабы понимать, в каком свете вас видят, как к вам относятся и т.д. Особенно сие любопытно выглядит в сравнении со взглядами сотрудников банков. Как выяснилось, разница умопомрачительная.

Итак, начнем с отношения к клиенту по умолчанию. Кстати, это наверное, самый интересный пункт – эдакая стартовая установка.

  • Сотрудник МФО видит в вас… человека – да, того самого – «две руки, две ноги, голова», не хуже, ни лучше, просто человек. Почему так? Давайте честно: если вы обратились в МФО, то очень уж высока вероятность того, что вам не просто срочно деньги понадобились, но и в целом ваше финансовое положение оставляет желать лучшего. Ситуации, когда довольно обеспеченные, но «не обремененные» положительной кредитной историей, люди намеренно берут займ денег, и возвращают его в срок, мы опустим – пройдемся по «физикам» - да, обычных клиентов называют в банках именно так – о гордом «физическое лицо» можно забыть. Так вот, подробнее о птичках. Сотрудник МФО видит в вас человека независимо от чего-либо – вы его целевая аудитория, он должен с вами работать, он готов с вами работать, он не видит ничего зазорного в том, что кто-то беден и нуждается в займе – для него это норма, он не заангажирован.
  • Сотрудник банка видит в вас… «нищего физика». Печально, но факт. Даже кредитный специалист, который должен обслуживать физические лица на предмет мелкого по меркам банка кредитования, втайне мечтает перебраться в кресло своего коллеги по вопросам кредитования юридических лиц. Он заангажирован, он видит чужой успех (клиенты предприниматели, руководство и т.д.), но все же относится в числу сотрудников среднего звена, которые остаются на своих местах едва ли не до старости – фундамент ментальности таких работников заложен еще при Союзе, а «строили в совке хорошо». Стоит ли говорить, что сотрудники банков работают под началом владельца банка и все функционирует согласно его взглядам на бизнес – согласно взглядам родом из совка, ведь большинство банкиров давно перешагнули порог 50-летия. В отличие от сотрудника МФО, кредитный специалист в банке перспективы не имеет – шансы на рост минимальные. А если вы задолжали… например, взяли займ/кредит и не вернули вовремя, то наступает время метаморфоз
  • Что делает сотрудник МФО и насколько меняетесь в его глазах вы? Вы удивитесь, но сама политика отношения к клиенту заложена изначально в договор – возможность продления займа предусмотрена по умолчанию в большинстве документов компаний, причем без штрафных санкций. Зачем это делается? Согласно здравой логике это ведь невыгодно МФО? И да, и нет. С одной стороны, за дополнительное время пользования займом обычно начисляются проценты, предусмотренные договором. С другой стороны… микрофинансовые компании ориентированы прежде всего на те слои населения, которым кредит в банке просто не светит по тем или иным причинам – это проявление того самого человеческого фактора по отношению к заемщику – это та самая скидка на ситуацию. И да – большинство сотрудников МФО в сложных для клиента ситуациях испытывают искреннее сочувствие и все так же поддерживают высокий уровень обслуживания, в котором нет места уместному использованию ситуации.
  • А сотрудник банка… да, именно в этот момент он начинает страстно вас любить, потирает свои ручонки, предвкушая, как он срубит с вас и проценты, и штраф за просрочку, и еще что-нибудь… ой, подводный камень в договоре… больно-то как.

Наверное, многие не уловили связь между «людьми за кадром», когда речь идет об МФО, которые в большинстве своем выдают займы онлайн. Однако практически совершенная система скоринга есть только у одной компании на сегодня, в остальных случаях человеческий фактор не исключен и даже он против банков.

Вы хотели увидеть стандартный портрет заемщика со статистикой? Увы, это не практично… чего не скажешь о возможности увидеть свой собственный портрет в глаза сотрудников кардинально разных по сути своей компаний.В глазах специалиста микрофинансовой компании вы… это вы – человек, которому нужен займ наличными, клиент.


Читайте также: